Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которое проводится в данной курсовой работе, связана с тем, что на современном этапе развития государства и общества в Российской Федерации постоянно повышается уровень инвалидизации населения, что приводит к возникновению острых медико-социальных проблем, которые необходимо решать на всех уровнях государственной власти.
Проблема заключается в том, что, несмотря на то, что законодательно закреплено множество норм, касаемой социальной защиты инвалидов и социальной работы с ними. на практике все это реализуется чаще всего лишь формально, что делает инвалидность глобальной проблемой современной России.
Существующие на территории Российской Федерации специальные учреждения, призванные всячески помогать инвалидам, зачастую не имеют возможностей реализации эффективных программ социальной работы, поскольку сталкиваются с недостаточным финансированием и квалификацией кадров.
Цель исследования – проанализировать технология социальной работы с людьми с инвалидностью в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские».
Объект исследования – инвалиды г. Пскова.
Предмет исследования – технология социальной работы с людьми с инвалидностью в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть классификацию современных технологий социальной работы с инвалидами.
2. Охарактеризовать принципы социально-трудовой адаптации инвалидов.
3. Привести общую характеристику Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские».
4. Проанализировать технологии социальной работы с инвалидами в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские».
5. Определить уровень удовлетворенности инвалидов социальной работой в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские».
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские» им. Вернера Петера Шмитца» (г. Псков).
Гипотеза исследования: предполагается, что необходимо постоянное совершенствование технологий социальной работы с инвалидами в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские» в силу социально-экономических изменения в современном российском обществе.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический, сравнительный, классификация, синтез, наблюдение, моделирование, социологический опрос.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
1.1. Классификация современных технологий социальной работы с инвалидами
Задачами написания данного параграфа являются:
1. Обоснование актуальности применения инновационных технологий социальной работы с инвалидами.
2. Описание и анализ основных видов современных технологий социальной работы с инвалидами.
Применение инновационных технологий социальной работы позволяет инвалидам частично или полностью восстановить утраченные функции, вызванные врожденной или приобретенной инвалидностью, делает возможным извлечение из информационного вакуума, в котором он пребывал по причине ограниченных возможностей, и возвращение такого человека к активному общению в социальной среде .
Развитие информационных технологий стало причиной огромного прогресса в вопросе образования для детей-инвалидов и взрослых людей с инвалидностью.
Если раньше вопрос образования ребенка школьного возраста ложился исключительно на плечи родителей или опекунов, или сводился к формату специализированных интернатов, то сейчас он перешел на новый уровень .
Благодаря интернету, такие школьники могут ежедневно получать знания посредством уроков и материалов, направляемых ему социальным работником, который обучает этого ученика. Кроме того, учитель может контролировать усваивание материала благодаря опросам и тестированию в режиме реального времени, проводимых в онлайн-формате .
В сфере высшего образования для инвалидов применяется такой же метод. В развитых странах запущены различные государственные программы, которые делают возможным обучение в ВУЗах для людей с ограниченными возможностями в дистанционном режиме. Это идеально подходит тем, кто не способен полноценно двигаться или нормально добираться к месту обучения.
В лекционных аудиториях установлены веб-камеры, благодаря которым студент получает эффект присутствия на занятиях. В некоторых ведущих университетах мира налажена обратная связь, то есть ученик, оставаясь дома или в медучреждении, может наравне с остальными студентами участвовать в обсуждениях или задавать добавочные вопросы преподавателю, что уравнивает его в возможностях с остальной группой .
Современные университеты, институты и академии практикуют создание автоматизированных рабочих мест, которые подключены к локальной сети ВУЗа.
С такого рабочего места студент с ограниченными возможностями может работать с центральной базой данных. Он не только видит результаты своей деятельности, но и получает доступ к материалам и учебным пособиям для нужного семестра, сдает контрольные и экзамены, общается с другими учениками и участвует в виртуальных олимпиадах или семинарах.
Технология дистанционного образования для инвалидов только набирает обороты, но она уже показала свою эффективность для получения достойного места в обществе и дальнейшей реализации в выбранной профессии или научной деятельности .
Важная форма социальной реабилитации инвалидов – конкурс. С появлением дистанционных технологий в нем могут принимать участие лица с любыми нарушениями. Это помогает им повысить самооценку и осознать, что в обществе существует ячейка, которую могут занять люди с нарушениями здоровья .
Подобные онлайн-конкурсы помогают овладеть принципами самопрезентации, развить самостоятельность в выражении мыслей, почувствовать свою значимость и способность повлиять на результат. Кроме того, подобные онлайн-мероприятия прекрасно демонстрируют, что людей с подобными проблемами больше, чем кажется. Нередко после подобных конкурсов участники устанавливают дружественные отношения, а самые решительные переводят их в реальный формат.
К этой же сфере относят дистанционное участие в спортивных мероприятиях, таких как игра в шахматы, шашки, покер и прочее. Чаще всего проводятся отдельные состязания для лиц с ограниченными способностями, но специалисты по социальной интеграции настаивают на том, что самыми эффективными для психологической реабилитации являются открытые чемпионаты, в которых вместе участвуют здоровые люди и те, кто имеют статус инвалида .
Социальная терапия проводится по еще одному направлению – творческая деятельность. Она может проявляться в виде музыкальной, сценической, изобразительной и прочих видах группового или индивидуального творчества.
Это обеспечивает прямое или косвенное вливание в социум через занятия в группе или демонстрацию интереса посторонних людей к результатам творчества инвалида, развивает или компенсирует скрытые способности и приносит удовлетворение результатом. Творчество прекрасно регулирует внутренний диссонанс между окружающей реальностью и личными ограничениями этой категории людей .
Развитие информационных технологий позволило воплотить в жизнь многие проекты по предоставлению услуг и обеспечению нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Среди них можно найти такие, которые направлены на слабовидящих и незрячих, парализованных, на немых и глухих детей и взрослых. Они позволяют облегчать быт, ориентирование в пространстве дома или улицы, расширить кругозор и ознакомиться с литературным или художественным наследием .
В связи с тем, что продолжительность жизни постоянно увеличивается, а количество травмирующих факторов не снижается, инвалидов становится все больше. Социальная защита начинается с того, чтобы позволить человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членом общества, который может получить достойное образование и обеспечить необходимый уровень доходов себе и своей семье .
Именно для этого любое государство должно активно разрабатывать и внедрять информационные технологии социальной работы с данной категорией людей .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года (в действ. ред. от 29 июля 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения: 01.11.2018)
2. Закон Российской Федерации № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года (в действ. ред. от 03 июля 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (Дата обращения: 02.11.2018)
3. Постановление Псковской городской думы второго созыва № 132 «Об открытии муниципального специального социально-защищенного учреждения «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов»» от 29 января 1999 года (в действ. ред.) // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/924003847 (Дата обращения: 01.11.2018)
4. Распоряжение Администрации г. Пскова № 2055-р «Об учреждении муниципального специального социально-защищенного учреждения «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов»» от 28 июля 1999 года (в действ. ред.) // Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://pimrf.ru/?osnovanie-uchrezhdenija (Дата обращения: 02.11.2018)
5. Решение Псковской городской думы № 134 «О присвоении муниципальному специальному социально-защищенному учреждению «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов»» имя Вернера Петера Шмитца» от 09 июля 2003 года (в действ. ред.) // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/924012065 (Дата обращения: 01.11.2018)
6. Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом № 413 «Об учреждении муниципального специального социально-защищенного учреждения «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов»» от 09 августа 1999 года» // Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://pimrf.ru/?osnovanie-uchrezhdenija (Дата обращения: 02.11.2018)
7. Александрова И.А., Переделкина А.С., Викторова П.А. Психологические концепции социальной защиты инвалидов в России на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения современных принципов социальной защиты населения в России и зарубежных странах». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 99–116
8. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Эффективность и качество работы социального работника. – Ярославль: Азимут, 2017. – 359 с.
9. Веселов К.П., Фадеев М.Н. Методологическая база оценки эффективности и качества социальной работы с инвалидами. Монография. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2017. – 673 с.
10. Гавриков Л.М., Мелихов Д.С. Система оценки качества и критериев эффективности социальной работы с инвалидами. Монография. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2017. – 276 с.
11. Демакова Н.В, Гладышева Н.В. Особенности современной системы проведения социальной работы с инвалидами на примере регионов Российской Федерации. Монография. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2016. – 283 с.
12. Корогодина С.М., Авдеева Г.Н., Феоктистова М.И. Трудовые аспекты социальной реабилитации инвалидов в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения принципов социальной работы: история и современность». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2017. – С. 98–115
13. Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://pimrf.ru/?osnovanie-uchrezhdenija (Дата обращения: 02.11.2018)
14. Русакова М.М. Проблема организации социальной помощи в России. Пути решения. – Тверь: ИД Пальмира, 2017. – 335 с.
15. Хрисанфова Е.К., Чумакова И.В., Ирбитова Г.А. Принципы исследования значения социально-трудовой адаптации инвалидов: обзор методологических подходов // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Социально-гуманитарные науки. – Саратов: Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 50–64
16. Черванская И.О., Николаенкова С.М., Звонарева Г.К. Основные направления развития технологий социальной адаптации инвалидов и их представление в специальной литературе современности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 1. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 55–68
17. Щербакова С.М., Филоненко И.А., Трошевская А.Д. Особенности развития принципов социальной работы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4. Общественные и гуманитарные науки. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2015. – С. 87–98